Масштабные мероприятия состоялись также в столице. Траурные митинги, панихида и возложение цветов прошли во дворе Покровской церкви на Подоле, где существовала армянская церковь в XIV веке, а также в часовне, которая расположена на участке, где строится армянская церковь. Службу провели глава Украинской епархии ААЦ, архиепископ Григорис Буниатян и настоятель Армянской Апостольской церкви Киева, отец Тер-Оганес Шахназарян. В мероприятиях приняли участие Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Армения в Украине Андраник Манукян, глава Союза Армян Украины Вилен Шатворян, ректор Киевского международного университета Хачатур Хачатурян, представители Киевской армянской общины, сотрудники посольства Армении в Украине, известные представители армянской диаспоры Украины, киевляне, общественные и политические деятели.
Как отметил Председатель Союза армян Украины Вилен Шатворян, «мы уделяем особое внимание вопросу Геноцида армян, и нам еще многое предстоит сделать в этом направлении. Именно поэтому, одним из главных приоритетов в деятельности Союза армян Украины в 2014 году стала подготовка к 100-летию геноцида армян. Нами инициированы установление памятников жертвам геноцида армян, проводятся тематические мероприятия, освещающие трагическую страницу истории армянского народа. Союз армян Украины сотрудничает с кинокомпанией из США по созданию фильма о геноциде армян».
www.sau.net.uaФакт Геноцида армян признан многими государствами мира, Всемирным советом церквей, Европарламентом и подкомиссией ООН по правам человека. Парламентами нескольких европейских стран приняты законы, предусматривающие уголовную ответственность за отрицание Геноцида армян. Но оказывается, что в этом историческом и уже доказанном факте еще много недосказанного.
Редакция «Армянского часа» приводит опубликованную в журнале «Forbes» статью потомка переживших Геноцид армян, выпускника Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джано Богосяна.
«Forbes»: Слово «геноцид» полностью не описывает пережитое армянами
Апрель 2014 года ознаменовал 99-ю годовщину начала одного из величайших преступлений против человечности. Только в 20-м веке более 100 млн. человек погибли от войны и геноцида. Что же делает жизни 1,5 млн. армян более значительными? Пережитое армянами и обычно, и уникально. Армянская история – часть истории человечества, таким образом, армянский опыт необходимо помнить как значительную часть человеческого опыта.
Армянский опыт находит параллели с борьбой угнетенных меньшинств и граждан второго сорта в больших традиционных обществах. На протяжении поколений турецкий правящий класс поддерживал социальное равновесие, пока их власть не стала оспариваться. В то время как социальная инфраструктура ломалась, меньшинства искали равенства, а правящий класс искал козла отпущения. Друзья и соседи, жившие мирно в течение нескольких поколений, вдруг вышли друг против друга. Идея национального государства, управляемого одной партией, в конечном итоге породила ксенофобский национализм. Чиновники начали признавать, что их предыдущие преступления остались безнаказанными и наметили дальнейшие злодеяния. Армяне были убиты в Хамидийской и Аданской резне, евреи пережили антисемитские законы и «Хрустальную ночь», а тутси в Руанде начали вооружать гражданских лиц мачете. Преступники предпочитали сильное однородное национальное государство многонациональной империи, а те, кто не принадлежали и оспаривали власть, столкнулись с фатальными последствиями.
Прикрытие крупными международными конфликтами предоставило возможность таким, как младотурки, нацисты, красные кхмеры и другие, осуществить свои планы без резонанса, зная, что никто не будет вмешиваться. В этом смысле армянский опыт служит прототипом для современных геноцидов, но этот термин не может по-настоящему описать хаос 1915 года.
Конвенция о геноциде Организации Объединенных Наций перечисляет пять критериев, которые составляют геноцид. Убедительно то, что армянский народ подвергся всем пяти. Однако эти критерии не учитывают последствия геноцида. Переживший Холокост Эли Визель описывает восемь этапов геноцида: классификация, символизация, дегуманизация, организация, поляризация, подготовка, истребление и отрицание. Отрицание – это продолжение геноцида, но даже термин «геноцид» не может полностью охватить такую катастрофу. Французско-армянский писатель Марк Нишанян утверждает, что попытки предметно описать «геноцид», то есть придать смысл тому, что не поддается определению, делают банальным присущий ему хаос, который сопровождает это событие.
«Геноцид» не может охватить всю совокупность боли, причиненной режимом младотурок. Термин неадекватен для описания попытки уничтожения исторического народа, а также травмы, унаследованной группой пострадавших, которая постоянно подпитывается отрицанием. «Геноцид» не может передать значение принудительной высылки, потери 3000-летней древней родины, истребления мощной интеллигенции и попытки уничтожения богатой культуры. «Геноцид» неадекватен, поскольку это слово не может восстановить справедливость в отношении земель, имущества и богатства армян, переданных современной Турции. «Геноцид» не охватывает попытки отрицающего правительства переписать историю, которое передает ложь и фальсификацию истории человечества молодому поколению. «Геноцид» не изображает трудный путь к примирению, репарациям и искуплению.
Это не игра слов и не вопрос политики. Необузданный хаос 1915 года травмировал все последующие поколения армян как на оставшейся небольшой родине, так и далеко в диаспоре. Группы жертв нуждаются не в оправдании памяти, а в справедливости.
www.news.am
|